Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
новости

Уголовное наказание за регистрацию незаконных сделок с недвижимостью хотят отменить

5 августа 2022 1 573
2022-08-06T23:36:02.928619+00:00
Уголовное наказание за регистрацию незаконных сделок с недвижимостью хотят отменить
Минюст предложил исключить статью из Уголовного кодекса РФ.

Министерство юстиции Российской Федерации предложило отменить уголовное наказание за регистрацию незаконных сделок с недвижимостью. Об этом свидетельствует документ, опубликованный на портале проектов нормативно-правовых актов.

«Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации следующие изменения: <...> статью 170 ("Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом". — Прим. ред.) признать утратившей силу», — сообщается в поправках.

Также ведомство предложило убрать из УК статьи 170.2 («Внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план») и 185.1 УК РФ («Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством РФ о ценных бумагах») — все вышеперечисленные статьи не содержат наказания в виде лишения свободы.

Еще одним пунктом поправок является отмена уголовного наказание за предпринимательство без регистрации (статья 171 УК РФ. — Прим. ред.). В Минюсте отметили, что бизнесмены могут нести ответственность по иным статьям УК РФ или по статье 14.1 КоАП РФ («Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или лицензии»).

Один на миллион

Адвокат бюро Asterisk Родион Ларченко в беседе с корреспондентом Циан.Журнала отметил, что логика Минюста представляется не совсем ясной и однозначно потребует дополнительных разъяснений.

«Означает ли исключение данных статей из УК РФ то, что фальсификация межевого плана и регистрация незаконных сделок не повлекут никакого наказания? Учитывая, что ст. 170 УК РФ предусматривала регистрацию незаконных сделок должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности, скорее всего, такие чиновники будут привлекаться к ответственности за получения взятки», — сказал Родион Ларченко.

Также он подчеркнул, что действия, входящие в диспозицию статьи 170.2, тоже могут быть элементами других составов преступления, таких как мошенничество или самоуправство.

«Что касается злостного уклонения от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, то в случае декриминализации единственной санкцией, судя по всему, будет возмещение убытков в рамках гражданско-правовых споров», — резюмировал адвокат.

А юрист Российского совета торговых центров Юрий Козлов считает, что изменения, которые предлагает внести в Уголовный кодекс Министерство юстиции Российской Федерации, являются скорее декоративными.

«Число осужденных по данным статьям по итогам 2021 года — 1 человек. Статьи заведомо нерабочие. Не потому, что не могут поймать преступников, а по субъективным причинам — никто таких преступлений не совершает. Это изначально были статьи, рассчитанные непонятно на какие составы преступлений, они не имели реальной жизни. Так и оказалось. Министерство юстиции, используя формальный подход и изучив статистику, внесло предложение по отмене этих статей», — заявил Юрий Козлов.

Права останутся под защитой

Клуб инвесторов Москвы положительно оценивает законодательную инициативу Минюста о дальнейшей декриминализации бизнеса через исключение из Уголовного кодекса ряда статей о преступлениях в сфере экономической деятельности. Так, статьи 170 («Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом») и 170.2 («Внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план») непосредственно касаются рынка недвижимости.

Как объясняет Владислав Преображенский, исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы, формально под эти статьи могут попасть, например, действия государственного регистратора, который зарегистрировал в ЕГРН сделку с объектом недвижимости, имеющим так называемые дефекты титула. Под такими дефектами подразумеваются определенные правовые изъяны в юридической истории (а таких объектов на рынке недвижимости немало, учитывая долгую историю приватизации, акционирования, корпоративных конфликтов, судебных тяжб и перманентных реформ законодательства, характерных для экономики переходного периода).

Другой пример — действия кадастрового инженера, который непреднамеренно и без злого умысла совершил техническую ошибку при подготовке межевого или технического плана.

«Естественно, в условиях развитого правового государства и цивилизованной рыночной экономики за такие действия могут и должны быть предусмотрены различные виды ответственности — административная, финансовая,  гражданско-правовая, дисциплинарная (вплоть до профессиональной дисквалификации и исключения из отраслевого сообщества), но не уголовная», — считает Преображенский.

При этом, продолжает собеседник Циан.Журнала, законные права и интересы добросовестных участников рынка недвижимости (и прежде всего граждан-потребителей) не останутся без юридической защиты со стороны государства. Ведь для пресечения противоправных деяний в сфере недвижимости есть целый ряд «классических», проверенных временем и судебной практикой статей УК: мошенничество, взяточничество, подкуп, подлог, злоупотребление полномочиями и т. д.

«Принятие предложенных Минюстом изменений поспособствует улучшению делового климата в условиях санкционного давления, позволит минимизировать риски необоснованного уголовного преследования субъектов предпринимательской деятельности и должностных лиц,  а также снизит административное давление на бизнес в целом и рынок недвижимости в частности», — резюмирует эксперт.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#Россия
Россия
Сейчас обсуждают
Аноним
25 апреля 2024
редакцияeditorial@cian.ru